Сценарий квест-игры ко Дню России «В поисках флага» для детей старшего дошкольного возраста

Участники
Воспитанники старшей группы, действующие лица: Ведущая, Аленушка, Кикимора Болотная, Баба-Яга, Скоморох, Леший, Кощей.
Цель
Воспитание патриотизма и гражданской ответственности у детей дошкольного возраста.
Задачи
Воспитание любви и гордости к своему Отечеству, его тысячелетней истории; культурному и духовному наследию. Закрепление знаний о символике Российского государства.
Материалы
Государственный флаг; музыкальные народные инструменты: деревянные ложки, трещотки, бубны, колокольчики; лошадка на палке; платки; клубки шнура; Герб России целый и разрезанные на части; обручи для игры; сердечко для игры; свисток: малые флажки российские, карточки растений; карточки грибов; цветы в обручах.
Примерное время
60 минут.

Воспользуйтесь готовыми карточками для проведения квест-игры. 

Вводная часть 

5 минут 

Звучат песни о России, дети собираются на площадке детского сада.

Ведущий 

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы продолжаем радоваться лету, которое принесло нам теплое солнышко, пение птиц, яркие краски и благоухание цветов. А также лето дарит нам много интересных праздников. И вот сегодня мы собрались накануне большого праздника – дня рождения! Как вы думаете, чей день рождения будет завтра? 

Ответы детей.

1
Ведущий 

Правильно, свой день рождения 12 июня отмечает наша страна Россия. И называется этот праздник – День России.

В этот день вокруг красиво:

всюду флаги и цветы.

День России! День России!

Веселимся я и ты.

Почему? Да праздник это!

Отдыхает вся страна!

В этот день в начале лета –

Именинница она!

2
Ведущий 

Что же такое Родина, ребята?

3
1-й ребенок 

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

4
2-й ребенок 

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, садик, котенок… и я.

5
3-й ребенок 

Начнем мы праздник дружной песней!

Ее все вместе мы споем.

Нет на Земле страны чудесней,

Чем та, в которой мы живем!

Песня «Моя Россия» Г. Струве.

6

Основная часть 

45 минут 
Ведущий 

Ребята, а вы знали, что нашу страну Россию сравнивают с Аленушкой из «Сказки о сестрице Аленушке и братце Иванушке»? Как вы думаете, почему? Какими качествами характера обладает Аленушка?

Ответы детей. Потому что Аленушка добрая и верная, она не отказывается от братца, когда тот превращается в козленочка, и оставляет его рядом, когда выходит замуж за купца. Доверчивая, потому что поверила ведьме. Терпеливая и бесстрашная, потому что выносит все испытания.

1

Звучит музыка. Появляется Аленушка, обходит детей.

Ведущий 

Кажется, кто-то в гости к нам пожаловал. Кто это, ребята? Уж не сама ли Аленушка?

2
Аленушка

Здравствуйте, люди добрые.

Кланяется гостям и детям. 

3
Ведущий 

Здравствуй, Аленушка. А почему ты грустная, уж не случилось ли чего?

4
Аленушка

Случилось непоправимое. Кощей украл главный государственный символ – Флаг России! А без него и празднику не бывать… Что мне делать и как быть, я не знаю… Одной мне с ним не справиться, и я надеюсь на вашу помощь.

5
Ведущий 

Ребята, вы готовы помочь Аленушке?

6
Дети

Да!

7
Аленушка 

Вот спасибо! Но Кощей очень хитрый и коварный, справиться с ним не так-то просто. А дорога к нему полна неожиданностей и разных испытаний. Не испугаетесь?

Ответы детей.

8
Аленушка

Знайте, что только дружные, смелые и находчивые ребята смогут победить Кощея.

9
Ведущий 

А как же мы найдем дорогу в сказку?

10
Аленушка

У меня есть волшебный клубочек, который и укажет нам дорогу к царству Кощея. Ну что, идем?

Ответ детей. Каждая группа получает от Аленушки маршрутный лист –  «волшебный клубочек». Дети передвигаются вместе с воспитателем согласно маршруту. У каждого воспитателя должен быть клубочек с толстой нитью или шнуром, дети берутся за нить с двух сторон (парами) и идут за воспитателем. Идут за ниточкой.

11

1-я станция «Болото Кикиморы» 

5 минут 

На участке их встречает Кикимора Болотная

Кикимора Болотная 

Я – Кикимора лесная,
Я – старушка озорная.
Обожаю хулиганить!
Всех пугать, орать, буянить!
Мне в болоте очень скучно,
Ни подружек, ни кино.
Всех пиявок и лягушек
Разогнала я давно!
Кто здесь еще ходит? Разрешения не спрашивают! Сейчас в болото утяну.

1
Ведущий 

Здравствуй, тетушка Кикимора, мы ищем дорогу к царству Кощея Бессмертного, он украл главный символ России – наш флаг. Не подскажешь ли ты нам, где искать его?

2
Кикимора

Ну, это еще нужно заслужить. Через мои владения просто не пройдешь. Сначала выполните мои задания, а уж потом просите…

3
Ведущий 

А ты нас не обманешь?

4
Кикимора 

Ни-ни, клянусь лягушкой.

5
Ведущий 

Ну что, ребята, поверим Кикиморе?

Ответы детей.

6
Кикимора

Тогда слушайте! Загадаю я вам загадки. Загадки не простые, мудреные. Отгадаете их, тогда посмотрим, а не отгадаете – оторву вашу ниточку, и не найдете свой флаг.
Начнем с самого простого…

7
Кикимора 

В каком городе вы живете?

Ответы детей 

8
Кикимора 

А как называется главный город, столица России?

Ответы детей: Москва.

9
Кикимора 

Как зовут нашего Президента?

10
Дети 

Владимир Владимирович Путин.

11
Кикимора

Какие символы страны вы знаете?

Ответы детей: флаг, герб, гимн.

12
Кикимора 

Как называется главная песня страны?

Ответы детей: гимн. 

13
Кикимора 

Как называется этот символ?

Показывает изображение. 

14
Дети 

Герб.

15
Кикимора 

Кто изображен на гербе России?

Ответы детей: двуглавый орел. 

16
Ведущий 

Правильно, ребята, молодцы. Посмотрите, у орла две головы, потому что наша страна большая и головы смотрят на запад и на восток. Короны обозначают, что наша Родина Россия живет по своим законам. В лапах орла палочка –
скипетр (символ власти), шар – держава (символ могущества). На груди орла щит. На щите Георгий Победоносец – образ русского воина. Змей – образ поверженного врага. Конь Георгия топчет его ногами.

17

 

Ведущий 

Вот видишь, Кикимора, все твои загадки мы отгадали, со всеми заданиями справились.

1
Кикимора

А вы что же это думали, что я вас вот так вот просто пропущу? Дорога-то через болото проходит. Его только по кочкам пройти можно.

2
Ведущий 

Ну, это мы запросто. Правда, ребята?

Ответ детей. 

3
Ведущий 

Давайте построимся в две команды и посмотрим, какая же победит?

4

Игра-эстафета «Болотные кочки»

2 минуты 

Дети, разделившись на две команды, по очереди прыгают в обручи-кочки.

Ведущий 

Ну что, убедилась в том, что нам с ребятами и твое болото не помеха?

1
Кикимора 

Ладно уж, так и быть, помогу я вам. Вот вам «волшебный пазл», он вам поможет Кощея победить. Вам теперь идти во-о-он по той дороге! (указывает направление). А мне некогда тут с вами, дела есть и поважнее (уходит).

2
Ведущий 

Ну что, ребята, идем дальше? 

Ответ детей. Идут за ниточкой.

3

2-я станция квеста «Шалашик Лешего»

5 минут 

Леший спит, сидя на пеньке.

Ведущий 

Здравствуйте, дедушка Леший!

Здороваются все вместе. 

1
Леший 

Тише, тише. Нечего так кричать, я вас с первого раза услышал. Просто проверял вашу воспитанность (хихикает). С чем пожаловали ко мне? По грибы, по ягоды?

2
Ведущий 

Да нет, дедушка, мы к тебе за помощью… Покажи, пожалуйста, дорогу к Кощею.

3
Леший 

А зачем он вам понадобился? Вроде как он с детьми дружбу не водит, можно даже сказать, даже очень не любит их.

4
Ведущий 

Кощей главный наш флаг украл и спрятал, а нам без флага никак нельзя, у нас завтра праздник День России.

5
Леший 

Помочь, конечно, можно, только сначала на мои вопросы ответ дайте, раз ко мне в лес зашли.

6
Леший 

Первый мой вопрос: какие из этих растений имеют лечебные свойства?

Дети должны выбрать из предложенных растений (карточки) лекарственные и назвать их.

7
Леший 

Второй вопрос: какие грибы можно собирать и есть без опаски, а какие даже трогать не советую?

Дети должны выбрать из предложенных грибов (карточки) только съедобные и назвать их.

8
Леший 

Ну что же, молодцы, с заданием справились. Вот вам «волшебный пазл», он вам поможет Кощея победить. А какое животное является символом России?

Дети отвечают: медведь.

9
Леший 

И об этом вы знаете… Ну тогда направлю вас на самую короткую дорожку, только не заблудитесь.

Прощается с детьми. Дети идут за ниточкой.

10

3-я станция квеста «Избушка Бабы-Яги»

5 минут 

На участке их встречает Баба-Яга.

Баба-Яга 

Здравствуйте, гости дорогие, касатики мои ненаглядные!

1
Ведущий 

Здравствуй, Бабушка-Яга!

2
Баба-Яга 

Я в лес летала, мухоморы собирала. Готовилась, вас в гости ждала, угощение приготовила. Ой, пальчики оближешь! Вот только мухоморы осталось добавить.

3
Ведущий 

А что за угощение?!

4
Баба-Яга 

На первое суп сатэ на холодной воде,
Крупинка за крупинкой гоняются с дубинкой.
На второе пирог из лягушачьих ног.
На третье сладкое, да, сказать по правде, что-то гадкое!

5
Ведущий 

Да что ты, Баба-Яга, спасибо, мы сыты.

6
Баба-Яга 

А зачем тогда ко мне в лес пожаловали?

7
Аленушка 

Нам очень нужна твоя помощь!

8
Ведущий 

Завтра большой праздник – наша страна празднует свой день рождения! А у нас вот беда, Кощей украл главный символ страны, наш флаг! Где его искать, мы не знаем.

9

 

Ведущий 

Миленькая Бабулечка-Ягулечка, помогите нам! 

Просим вместе с детьми помочь.

1
Баба-Яга

Чего это вы тут раскричались? Сейчас весь волшебный лес распугаете! Во даете! Как праздники у вас, так вы меня в гости даже не зовете! А чуть что, так «Баба-Яга, помоги»… Тьфу!

2
Ведущий 

Мы обязательно будем приглашать вас на праздники. Честное слово! Правда, ребята? Пожалуйста, помоги!

3
Баба-Яга 

Да ничего я не знаю про ваш флаг! (Ходит, думает.) Если только поколдовать… Тогда можно узнать… Так я сейчас не могу! Приходите-ка вы завтра!

4
Ведущий 

Нам завтра никак нельзя! А давай мы с тобой поиграем, повеселим тебя!

5
Баба-Яга

Ну, хорошо, касатики… Договорились! Вот вам задание станцевать для меня танец. 

Танец «Бабки Ежки».

6
Баба-Яга 

Вы такие ловкие да хитрые, оказывается! А вы оставайтесь тут со мной, я вам и подарочки подарю, каких еще не видывали… Вот вам платье, почти новое, в молодости носила, когда еще красавицей была (показывает). А вот скатерть-самобранка, правда, она прохудилась, но еще хорошая (сама браниться будет). Или вот – сковорода, чтоб ребят воспитывать (спохватывается, машет руками). Нет-нет, я хотела сказать другое: вот если бы ее почистить, то можно смотреть, как в зеркало. Нравятся вам мои подарочки?

Ответы детей. 

7
Баба-Яга 

Нет? Один раз хотела доброй быть – и то не угодила. А мне же тоже праздника хочется, сижу тут одна, со скуки помереть можно.

8
Ведущий 

А ты нам что-нибудь интересное расскажи.

9
Баба-Яга 

Ой, расскажу я вам про дела старые, про старые да бывалые. Я старушка древняя, сколько мне лет, а может, веков, не помню. А вот вы знаете, как называлась наша Родина в старину?

Ответы детей: Русь, Россия-матушка.

10
Баба-Яга 

А каких русских богатырей вы знаете?

11
Дети 

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

12
Баба Яга 

Верно, верно… Раз уж у нашей Россиюшки-матушки завтра день рождения, а в день рождения всегда принято говорить теплые слова и пожелания. Я предлагаю поиграть в игру «Передай сердечко и скажи словечко».

Для игры потребуется сердечко – оно может быть как вырезанным из бумаги, так и мягким, сшитым из ткани. Дети встают в круг. Пока играет музыка, передают по кругу сердечко. Когда музыка заканчивается, тот, у кого в руках сердечко, отвечает на вопрос.

13
Баба-Яга 

Наша Родина какая?

14
Дети 

Милая, любимая, красивая, чудесная, дорогая, единственная, сильная, могучая.

15
Баба-Яга 

Ой, касатики вы мои, что-то расчувствовалась я… Старею, видать… Так и быть, готова помочь вам. Вот вам «волшебный пазл», он вам поможет Кощея победить.

16
Ведущий 

Спасибо тебе, Баба-Яга. Век не забудем твоей доброты!

17
Баба-Яга 

Ну, ладно, ладно тебе… Идите во-он по той дороге (указывает направление), да никуда не сворачивайте, и выйдете прямо к Кощею. А у меня еще дел полно, пошла я.

Дети идут за ниточкой.

18

 

4-я станция квеста «Встреча с Аленушкой»

5 минут 
Аленушка 

Вот мы с вами и вновь встретились, значит, правильной дорогой шли, раз ко мне пришли. Беду вашу знаю, помогу вам. Только, чтобы дорожка показалась, нужно назвать русские музыкальные инструменты и сыграть на них. 

Дети называют музыкальные инструменты, разложенные на столе, и играют на них.

1
Аленушка

А стихи о России вы знаете? Кто расскажет?

Дети рассказывают стихи о России.

2
Аленушка 

Очень красивые стихи вы рассказали. Еще немного осталось, и дорожка покажется. Спойте песню о России, или русскую народную песню, или частушку, если знаете.

3
Аленушка 

Вот вам «волшебный пазл», он вам поможет Кощея победить. Чудо чудное! Дорожка показалась, идите скорее по ней, она вас приведет к Кощееву Царству. Доброго пути!

Дети идут за ниточкой.

4

5-я станция квеста «Встреча со Скоморохом»

5 минут 
Скоморох

Здравствуйте, люди добрые. Куда путь держите, чего или кого ищете? Может, помощь нужна? Помогу чем могу!

1
Ведущий 

Здравствуй, Скоморох-потешник! Идем мы издалека, в поисках Кощея-злодея. Украл он наш главный Флаг России, а как мы без него? Помоги нам дорогу найти к Кощееву Царству, если можешь.

2

 

Скоморох

Помочь-то могу, только и вы мне помогите сказочные загадки отгадать да в игру поиграть.

1
Ведущий 

Дети, поможем Скомороху?

Ответ детей. 

2
Скоморох

Вот и ладненько.

3
Скоморох

А теперь в игру поиграем «Гори, гори ясно».

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребенок с платочком в руке. Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.
Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.
Играющие хором поют считалочку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!»
На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.

4
Скоморох

Ой, спасибо вам, ребятишки, девчонки и мальчишки! Наигрался я с вами, теперь и помочь можно. Вот вам «волшебный пазл», он вам поможет Кощея победить. Вижу, клубочек у вас есть. Аленушка вам дала? Ребятки вы смышленые, справитесь, идите по ниточке и придете к Царству Кощееву. Счастливого пути!

Дети идут дальше по ниточке. 

5

6-я станция квеста «Сокровищница Кощея Бессмертного»

5 минут 

Под музыку въезжает Кощей верхом на деревянной лошадке. Свистит.

Кощей 

Ух, размял я свои косточки. Думал не доеду: там провалюсь, здесь поскользнусь, прям смертельный аттракцион.

1
Ведущий 

Тебе ли бояться, Кощеюшка, ты же бессмертный…

2

Обращается к присутствующим. 

Кощей 

А вы кто такие, зачем ко мне пришли?

3
Ведущий 

Уважаемый Кощей Бессмертный, мы хотели бы вас попросить вернуть государственный символ России – наш флаг!

4
Кощей 

Все, что находится в моей сокровищнице, – принадлежит мне! Великому и могучему! День и ночь я отдыха не знаю, День и ночь я денежки считаю. Богатство свое пересчитал 1562 раза. Василису в лягушку превратил, смерть свою далеко припрятал. Даже не знаю уже, чем еще заняться.

5
Ведущий 

Нам не нужно твое богатство, нам нужен только флаг – это же символ нашего государства! Зачем он тебе?

6
Кощей 

Зачем, зачем… А вам он зачем?

7
Ведущий 

Завтра наша страна будет отмечать День России, и без него праздник не наступит.

8
Кощей 

Праздник у них не наступит… А вы хоть знаете, как он выглядит, этот флаг ваш?

9
Ведущий 

Да, наши ребята готовы ответить на все твои вопросы.

10
Кощей 

Ну, хорошо. Сколько полос на флаге России?

11
Дети

Три.

12
Кощей 

Какого они цвета?

13
Дети

Белый, синий, красный. 

14
Кощей 

Верно.

Достает флаг и показывает.

15
Кощей 

Что означают эти цвета?

16
Дети 

Белый – символ мира, чистоты. Синий – неба, правды, красоты. Красный – огня, отваги и любви. «Белый цвет – березка, синий – неба цвет, красная полоска – солнечный рассвет».

17
Кощей 

Не ожидал я, что у вас такие умные и эрудированные ребята.
А сейчас проверим вашу внимательность.

Детям раздают маленькие карточки, каждому определенный цвет, какой достанется: красный, синий или белый.

18
Кощей 

А сейчас нужно встать в три круга вокруг ведущего, у которого в руках карточка такого же цвета, только чуть большего размера.

Игра «Собери Герб России». Для игры потребуются изображение герба, состоящее из 4–5 фрагментов, в нескольких экземплярах, зависит от количества команд-участниц.
Ход игры. В ходе выполнения заданий команды получили пазлы Герба России (1 пазл за задание). Выбирают 4–5 детей от каждой команды, их задача: из разрезанных частей собрать герб страны. Чья команда быстрее справится с заданием – та и победитель.

19
Кощей 

Хорошо справились! Так и быть, возвращаю вам флаг!

Кощей Бессмертный отдает флаг.

20
Аленушка

Ребята, теперь мы готовы ко Дню России!

21
Кощей 

А если я вам дам много флагов, что вы с ними будете делать?

22

 

Ведущий 

Конечно же, танцевать! Мы справились со всеми испытаниями! Поздравляю всех с праздником!

1

Заключительная часть 

5 минут 
Ведущий 

Вот, ребята, справились мы с заданием, спасли праздник. А сейчас праздничная дискотека и флешмоб.

 

1