Сценарий викторины с воспитателями на тему «Родной край люби и знай»

Участники
Ведущий, члены жюри, педагоги.
Цель
В игровой форме проверить и расширить знания педагогов о малой родине, повысить их профессиональную компетентность и сплотить коллектив.
Задачи
Выявить и систематизировать знания педагогов о родном крае, его географии, растительном и животном мире; формировать патриотические чувства и стремление передавать свои знания воспитанникам; организовать совместную деятельность педагогов в игровой форме.
Оборудование
Проектор, экран, слайды с ребусами; «волшебный мешочек»; фишки двух цветов (по количеству участников); карточки для сигнала о готовности отвечать; грамоты «Знатоков родного края».
Примерное время
50 минут.

Как подготовиться к викторине с педагогами

Перед тем как провести викторину, организуйте предварительную работу. На это потребуется время, поэтому запланируйте это мероприятие с педагогами заранее.

Выберите тему. Тема родного края очень большая. Определитесь, знания педагогов в какой области вы хотите проверить в рамках данного мероприятия. Вы можете провести викторину по памятникам, знаменательным событиям, известным землякам, ремеслам, которыми славится ваш город или область, или коснуться только ее природных богатств.

Составьте вопросы для участников. Для начала определите вид и уровень сложности вопросов. Вопросы на разные темы можно перемешать или, наоборот, сгруппировать по тематическим блокам. При этом вопросы могут быть с несколькими вариантами ответа, где правильный — только один ответ или несколько. Об этом вы должны заранее предупредить участников викторины.

Придумайте вопросы для каждого тура викторины. Это самый сложный, но интересный и творческий этап предварительной работы. Информация, которую содержат вопросы, должна быть достоверной. Чтобы не допустить ошибок, например, в названиях памятников, используйте справочники, энциклопедии, художественную литературу, интернет. В каждом туре не должно быть много вопросов, лучше — не более 10. Так участники не успеют устать и мероприятие пройдет динамично.

Оформите мультимедийную презентацию. С ее помощью вы сможете демонстрировать участникам правильные ответы по ходу викторины. Также презентацию можно использовать между турами. Пока жюри подсчитывает баллы, ведущий показывает слайды, например, с памятными местами города, о которых шла речь в вопросах тура. Педагоги также могут поделиться своими знаниями об этих местах и услышать что-то новое от более старших коллег. Это может быть дополнительная информация к известным сведениям, которую не найти в официальных источниках, что особенно ценно. Таким образом, вы организуете взаимообмен познавательной информацией.

Составьте правила игры. Они должны быть понятными для всех участников викторины. Тогда и вам не придется их долго разъяснять, и педагоги не будут путаться в ходе игры. Это важно, так как викторина — это мероприятие, которое предусматривает определенный темп проведения. Если участники будут постоянно сбиваться, то быстро потеряют интерес к игре.

Традиционные правила викторины заключаются в том, что ведущий зачитывает вопрос и варианты ответа или только вопрос. Если сценарий вашей игры предусматривает вопросы без вариантов ответов — участники отвечают на них самостоятельно, то до викторины обязательно рекомендуйте им освежить свои знания по теме. В методическом кабинете для педагогов можно организовать выставку «Моя малая родина».

Разработайте сценарий. Сценарий поможет вам удерживать необходимый темп на протяжении всей игры. Определите количество туров и распределите по ним вопросы. В зависимости от количества участников викторины решите, как они будут играть: каждый сам за себя или в составе двух-трех команд. В первом случае жюри определяет личные результаты участников, во втором — всей команды.

Организационная часть

3 минуты
Ведущий

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались в нашем зале, чтобы
определить знатоков родного края. Вам предстоит ответить на вопросы викторины «Родной край люби и знай». В этом году мы будем отмечать 79-летие Дня Победы и вспоминать тех, кто героически сражался за Родину. Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, городу, в котором мы живем, окружающей нас природе, землякам. Чтобы воспитывать в детях патриотические чувства, мы должны быть для них в этом примером: любить и знать свой край и делиться своими знаниями с воспитанниками. Прежде чем мы начнем викторину, вам нужно разделиться на две команды — по очереди вытяните из «волшебного мешочка» цветные фишки. Те из вас, у кого фишки окажутся одного и того же цвета, станут командой.

Ведущий подходит к педагогам с «волшебным мешочком». Они достают из него фишки и делятся на две команды в соответствии с цветом своих фишек.

1
Ведущий

Напомню вам правила игры. Викторина включает три тура. В каждом туре вам
предстоит ответить на вопросы. Отвечать должен один из участников команды, после того как посоветовался с коллегами. Выкрикивать нельзя. Иначе право отвечать перейдет к другой команде. Если ваша команда готова отвечать,
вы поднимаете карточку. За каждый правильный ответ вы получаете балл. Члены жюри определят призеров в каждом туре и в конце викторины по итогам
всех туров. Дополнительные баллы вы сможете получить в конце викторины,
если разгадаете ребусы по теме викторины. Разрешите представить вам членов жюри.

Ведущий представляет членов жюри.

2
Ведущий

Участники команд, будьте внимательными, дружными и организованными. Итак,
мы начинаем нашу викторину — первый тур!

3

Первый тур

15 минут

В первом туре ведущий задает участникам викторины вопросы об истории и памятниках родного города и области.

Ведущий

В каком веке был основан город Вологда?

(Ответ: в XII веке.)

1
Ведущий

Кто был одним из первых подвижников Вологодского края?

(Ответ: Преподобный Герасим.)

2
Ведущий

Что означает слово «Вологда»?

(Ответ: «Белая вода».)

3
Ведущий

Какое еще название города упоминается в древних источниках?

(Ответ: Насон-город.)

4
Ведущий

Назовите женское имя, давшее название древнейшему архитектурному комплексу Вологды.

(Ответ: София.)

5
Ведущий

Сколько колоколов на колокольне Софийского собора Вологодского кремля?

(Ответ: 25.)

6
Ведущий

Кому поставлен памятник на Кремлевской площади?

(Ответ: Русскому поэту К.Н. Батюшкову.)

7
Ведущий

Как на Вологодчине увековечена память пребывания здесь Петра I?

(Ответ: дом Петра I — памятник архитектуры XVII века. Петр Великий жил в этом доме пять раз во время своих приездов в город.)

8
Ведущий

Какие памятники, посвященные вологодскому говору, установлены недалеко от Вологодского кремля?

(Ответ: скамейка «Посидим, поокаем», памятник букве «О».)

9
Ведущий

Какой культурный объект на территории Вологодской области включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО?

(Ответ: Ферапонтов Белозерский монастырь с фресками Дионисия.)

10
Ведущий

Какие вы молодцы! Ответили на все вопросы. Но это была только разминка. По результатам первого тура лидирует...

Один из членов жюри называет команду, которая набрала большее количество баллов за ответы на вопросы первого тура. Ведущий объявляет о начале второго тура.

11

Второй тур

15 минут
Ведущий

Вологда известна на весь мир своими древними храмами и монастырями, своей самобытностью. Есть у нас и другие замечательные города — ровесники Москвы. Богата наша область природными ресурсами: лесами, полноводными реками и многочисленными озерами. Как вы уже, наверно, догадались, в следующем туре вас ждут вопросы о городах и природе Вологодской области.

1
Ведущий

Сколько городов в Вологодской области?

(Ответ: 15.)

2
Ведущий

Назовите самый древний город Вологодчины.

(Ответ: Белозерск.)

3
Ведущий

Назовите города Вологодской области, их два, которые являются ровесниками Москвы.

(Ответ: Вологда, Великий Устюг).

4
Ведущий

От какого царя в XVI веке город Великий Устюг получил статус Великого?

(Ответ: от царя Ивана Грозного.)

5
Ведущий

Какие леса преобладают в Вологодской области?

(Ответ: хвойные.)

6
Ведущий

Какие ягоды в лесу созревают на Вологодчине первыми?

(Ответ: земляника.)

7
Ведущий

Какие две реки являются самыми крупными в Вологодской области?

(Ответ: Сухона, Юг.)

8
Ведущий

Назовите две самые крупные рыбы, встречающиеся в Вологодской области.

(Ответ: щука, сом.)

9
Ведущий

Какая рыба считается хозяином Белого озера?

(Ответ: судак.)

10
Ведущий

Какая птица-рыболов обитает в нашей области и занесена в Красную книгу?

(Ответ: скопа.)

11
Ведущий

По результатам второго тура лидирует...

Один из членов жюри называет команду, которая набрала большее количество баллов за ответы на вопросы второго тура.

12
Ведущий

Каждая область славится своими народными промыслами и выдающимися людьми. Давайте вспомним ремесла Вологодчины и известных земляков.

Ведущий объявляет о начале третьего тура.

13

Третий тур

15 минут
Ведущий

Назовите фамилию братьев, один из которых — известный художник, а другой имеет прямое отношение к рецепту вологодского масла.

(Ответ: Верещагины.)

1
Ведущий

Творчеству какого писателя посвящены ежегодные Всероссийские чтения в Вологде?

(Ответ: В.И. Белову.)

2
Ведущий

Чьи это стихи?
«Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо».

(Ответ: стихи А.Я. Яшина.)

3
Ведущий

Назовите имя нашего земляка, прославившего Вологодчину за пределами планеты Земля.

(Ответ: космонавт П. Беляев.)

4
Ведущий

Назовите известную вологодскую художницу-графика.

(Ответ: Джанна Тутуджан.)

5
Ведущий

Назовите вологжанина — героя России, который заглушил атомный реактор на подводной лодке в Атлантическом океане и тем самым спас мир от ядерной катастрофы.

(Ответ: С. Преминин.)

6
Ведущий

Какой Вологодский промысел получил широкое признание как в России, так и за рубежом?

(Ответ: кружевоплетение.)

7
Ведущий

На основании чего выплетается кружевной рисунок?

(Ответ: на основании сколка.)

8
Ведущий

Какое мероприятие ежегодно проводится в Вологде с целью популяризировать традиционные промыслы и ремесла?

(Ответ: Международный фестиваль народных промыслов и ремесел «Город Ремесел».)

9
Ведущий

Пока члены жюри подсчитывают общие баллы, у вас есть возможность получить
дополнительные баллы и изменить исход игры. Внимание на экран.

Ведущий демонстрирует на экране ребусы. Педагоги их разгадывают.

10

Заключительная часть

2 минуты
Ведущий

Вы быстро справились с дополнительным заданием, которое помогло нам снять
напряжение перед объявлением результатов. Кстати, эти ребусы вы можете использовать на занятиях с детьми в рамках патриотического воспитания. А теперь давайте подведем итоги игры.

Члены жюри объявляют итоги викторины и награждают участников команд грамотами.

1