Конспект ООД «Герб – символика Российской Федерации» с детьми старшей и подготовительной группы

Участники
Воспитатель, дети старшей или подготовительной группы.
Цель
Познакомить детей с историей происхождения герба, его значением в прошлом и в современной жизни.
Задачи
Воспитать патриотические чувства: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей Родине; развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию.
Материалы
Слайды и иллюстрации с изображением старинных щитов, разнообразных щитов, дидактическая игра «Собери герб России», «Собери герб группы».
Оборудование
Ноутбук, проектор.
Примерное время
25 – 30 минут.

Вводная часть

3 минуты
Воспитатель

Здравствуйте, ребята. Недавно мы с вами изучали символы нашей страны. Давайте вспомним их вместе.

Ответы детей.

1
Воспитатель

Все верно. А сегодня мы с вами подробно рассмотрим один из символов нашей страны – герб. У каждой страны есть особая атрибутика, которая отличает ее от других государств, подчеркивает независимость и историческую самобытность нации. Она называется державной символикой и включает в себя гимн, флаг и официальный знак. Герб России – это особая эмблема, выполненная в соответствии с геральдическими канонами. У герба есть свой день рождения. Он был утвержден 30 ноября 1993 года указом первого президента страны Бориса Ельцина.

Вся речь педагога сопровождается слайдами презентации.

2
Воспитатель

Однако символы, которые изображены на гербе России, имеют гораздо более долгую историю, уходящую корнями в период становления Московского княжества. Герб представляет собой взаимосвязанную систему образов и цвета, которая несет идею целостности государства, и неразрывно связан с ее историей, традициями и ментальностью. Внешний вид этого официального знака закреплен в Конституции Российской Федерации.

3

Основная часть

20 минут

Воспитатель выставляет изображение гербов на экран, которые могут быть знакомы детям. Указывают на щит.

Воспитатель

Что это такое?

Ответы детей.

1
Воспитатель

А зачем рыцарю нужен щит?

Ответы детей.

2
Воспитатель

Нельзя ли обойтись без него?

Ответы детей.

3
Воспитатель

Что же такое герб, откуда он появился и для чего он нужен?

Ответы детей.

4
Воспитатель

Давайте с вами послушаем одну историю. Слушайте очень внимательно ее.

Вся реплика педагога сопровождается иллюстрациями на экране.

5

 

Воспитатель

История герба, так же как и флага, начиналась в те времена, когда наши предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете? (Меч, палица, булава.) А что защищало воина? (Доспехи, щит.) Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где вражеские. Но флаг был только один у знаменосца. А во время боя воины, закованные в доспехи, очень похожи, и было трудно определить, свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия: и разноцветные плащи, и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносили на щит. Щит большой, и рисунок на нем хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и все его воины. Изображения на щите стали называть гербом. Чаще всего рыцарь изображал на щите-гербе то животное, с которым себя сравнивал, на которого был похож. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым, как лев. А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловок и быстр. Рыцари очень дорожили своими гербами. Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались его не опозорить.

Простые люди селились поближе к рыцарскому замку в надежде, что их хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. И герб рыцаря – хозяина становился не только его личным, ни и гербом всего города. Над воротами города вывешивался щит-герб. Любой гость, путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у города есть надежная защита и хозяин этого города, например, мудр, как сова, или бесстрашен, как волк, или хитер, как лиса.

1
Воспитатель

Уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты. Но гербы остались. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Чаще всего герб по-прежнему имеет вид щита.

На экране иллюстрации с разными гербами и щитами.

2

На экране иллюстрация герба России

Давайте рассмотрим герб нашей Российской федерации. Что на нем изображено?

Ответы детей:

На гербе изображен двуглавый орел.

Головы его смотрят в разные стороны: одна на запад, другая на восток.

Это символ единства огромной страны.

На груди орла щит с всадником.

3
Воспитатель

Всадник – это святой Георгий Победоносец, который издавна был покровителем Москвы – столицы Российской Федерации.

На экране иллюстрация всадника Георгия Победоносца.

4

Физкультминутка «Герб России»

1 минута
Воспитатель

Когда-то царь Иван Великий, (Дети поднимают руки вверх)

Решил печать стране создать. (Опускают руки вниз)

Орел стал гербом двухголовым, (Руки в стороны)

Чтоб смело мог страну держать! (На месте бег)

И три короны появились, (Пальцами рук делают веер)

Орел под ними золотой, (Руки в кулак)

Державу, Скипетр, как силу, (Показывают свою силу)

Держал он в лапах за страной! (Делают поклон)

1
Воспитатель

Когда придумывается герб или эмблема, то внимание уделяют не только деталям, но и цвету, потому что он тоже имеет значение.

2
Воспитатель

Цвета на гербе имеют свои особые названия и значения. Какие цвета использованы на гербе нашей страны?

Ответы детей.

3

Демонстрируются иллюстрации разных гербов.

Воспитатель

Красный цвет называется червленым и является символом любви, храбрости, мужества.

Синий цвет именуется лазурным и символизирует красоту, честность, верность.

Символ надежды, свободы, радости и изобилия – зеленый цвет.

Пурпурный является символом силы и могущества.

Черный цвет в гербе обычно говорит о благоразумии, осторожности, скромности.

Желтый и белый цвета сравнивают с драгоценными металлами – золотом и серебром.

Золото чаще всего олицетворяет богатство, верность, а серебро – чистоту, благородство, надежду.

Кроме того, красный цвет соответствует огню, теплу, крови; синий – небу, воздуху; зеленый – траве, растительности; черный – земле, холоду; белый – воде. И у меня к вам есть творческое задание.

4

Дидактическая игра «Герб группы»

5 минут

Показывает примеры на экране гербов семьи.

Воспитатель

Я предлагаю вам смастерить герб нашей группы. Итак, сначала выбираем основной фон герба. Щит может быть подразделен на несколько полей, каждое поле может иметь различные цветовые решения.

1
Воспитатель

Выбираем символические изображения. Наша группа называется «Цветик-семицветик». Предлагаю сделать это основным изображением нашего герба.

Воспитатель с детьми мастерит герб группы.

2
Воспитатель

Какие молодцы мы с вами. Посмотрите, какой герб группы у нас получился. Давайте определим его место в нашей группе.

Воспитатель с детьми выбирают почетное место для герба группы.

3
Воспитатель

Большинство гербов можно условно разделить на три группы.

Педагог показывает слайды, а дети описывают гербы предложенных городов.

4
Воспитатель

К первой группе относятся гербы исторические. Изображение на них связано с каким-либо историческим значимым для города событием.

5
Воспитатель

Вторую группу гербов условно можно назвать «профессиональной» «Чтение» таких гербов дает ребенку возможность узнать, какими трудовыми успехами славится город.

6
Воспитатель

Третья группа – экологические гербы, в которых отражены природные особенности каждого края.

7
Воспитатель

Часто в гербах соединяются профессиональные, экологические и исторические символы. Чем больше символов, тем интереснее их «Читать». Такие гербы дают представления о том:

как богата наша страна городами;

как не похожи эти города друг на друга;

как важен труд жителей каждого города для всей страны;

как прославляют умельцы свой город на всю страну и даже на весь мир.

8

Заключительная часть. Дидактическая игра «Собери герб России»

5 минут
Воспитатель

Предлагаю вам сыграть в игру и собрать герб нашей страны.

Дети собирают герб Российской Федерации из частей по образцу.

1
Воспитатель

Опишите герб России и повторите, что он обозначает.

Ответы детей.

2
Воспитатель

Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали нового. О чем говорили на занятии.

Ответы детей.

3
Воспитатель

Спасибо вам за активное участие. Вам понравилось занятие?

Ответы детей.

4