Картотека познавательных игр

«Символика России» для старшей и подготовительной групп

Чтобы познакомить дошкольников с государственной символикой страны, воспользуйтесь картотекой. В справочнике — готовая инструкция к познавательным играм.

Познавательная игра «Герб России» для старшей и подготовительной групп

Цель. Закрепить знания детей о символике страны, природе России. Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.

Материалы и оборудование:

  • музыкальное сопровождение, песня «У моей России», гимн России;
  • изображение флага и герба России;
  • карта России — пазл (каждая часть используется в качестве подсказки сказочным героем);
  • изображения флагов разных государств;
  • сказочный персонаж — медведь;
  • гостинцы — сувениры детям.

Ход игры

Педагог. Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем, а с чем будет связано наше путешествие, вы узнаете, отгадав мою загадку.

Загадки о России.

Педагог. Конечно, наше с вами путешествие будет связано с нашей прекрасной, огромной и всеми нами любимой страной — Россией. Все вопросы и задания будут о нашей любимой Родине. Но путешествовать мы будем не просто так, в ходе нашего путешествия нас будут ожидать трудности и опасности. Если мы их преодолеем, то получим подсказки — и в конце нашего путешествия нас будет ждать сюрприз. Ну что, отправляемся в путешествие?

Дети. Да!

Под веселую музыку дети строятся паровозиком и отправляются в путь.

Педагог. Россия очень богатая страна, и богата она очень многим. И прежде всего, богата Россия своим русским народом, который очень трудолюбивый и талантливый. Он всегда любил что-нибудь придумывать, сочинять, например русские народные сказки. Вот и на каждой остановке нас сегодня будут встречать герои русских народных сказок.

Педагог. Смотрите, кажется, мы оказались в лесу на лесной полянке, а вот и сказочная избушка. Интересно, кто же в ней живет? Заглянем в окошко, никого нет. Я слышу треск сучьев, вот и пробирается к нам хозяин избушки.

Появляется медведь.

Медведь (сердито). Кто нарушил мои владения?

Педагог. Мишенька, не сердись. Мы с ребятами путешествуем и собираем подсказки, чтобы лучше узнать нашу Родину.

Медведь. Тогда другое дело. Кажется, у меня для вас что-то есть.

Медведь достает картинку, но не показывает ее детям.

Медведь. Послушайте мое задание. Россия наша — очень древнее государство. И в старые времена нашим предкам приходилось все время воевать. Но как же в бою отличить своего от чужого. Вот и придумали воины специальное обозначение, которое рисовалось на щитах воинов и помогало отличить своего от чужого. Догадались, дети, что же это? Если нет, тогда еще подскажу вам. Рисунок должен был сообщить противнику, с кем он имеет дело: с воином сильным, как медведь, или хитрым, как лиса, или мудрым, как змея. Ну что, догадались?

Ответы детей.

Медведь. Конечно, это герб. Гербы появились у стран давным-давно, еще в те времена, когда приходилось много воевать, но сохранились и до наших дней. У каждой страны свой герб. А вы знаете, кто изображен на гербе России?

Дети. Двуглавый орел.

Медведь. Молодцы!

Медведь переворачивает картинку, и дети видят изображение герба России.

Медведь задает детям вопросы.

Медведь. Почему на гербе России орел?

Дети. Орел обозначает «силу», это значит, что государство, на гербе которого изображен орел, — сильное и непобедимое.

Медведь. Почему он двуглавый?

Дети. У орла две головы, потому что Россия очень большая и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое.

Медведь. Что обозначает корона? Что держит орел в своих лапах?

Дети. Корона обозначает, что в России главный был царь. В лапах у орла скипетр (посох, жезл) — символ царской власти и держава (шар), которая обозначает могущество, то есть страна, в которой правит царь — могучая.

Медведь. Что в центре герба и почему?

Дети. В центре герба России — герб Москвы, потому что Москва — главный город России, ее столица.

Медведь. Молодцы, ребята! Вы отлично знаете герб России. Держите мой подарок вам и счастливого пути!

Дети. Спасибо, Мишенька!

Педагог. Дети, а вы догадались, из какой русской народной сказки был Мишенька?

Дети. Маша и медведь.

Педагог. Молодцы!

Дидактическая игра «Флаг, герб России» для подготовительной к школе группы

Цель: способствовать закреплению у детей знаний государственных символов России — флага, герба, символического значения цветов государственного флага России, того, что нарисовано на гербе и что это обозначает. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Материал: картинки с изображением флага и герба, разрезанные на 6–8 частей.

Ход игры

Воспитатель. Дети, какие государственные символы вы знаете?

Ответы детей. Герб, флаг, гимн.

Воспитатель. Предлагаю вам выбрать среди 4–6 флагов флаг России. Что означают полоски на флаге?

Ответы детей.

Воспитатель. Белая полоска напоминает нам о русских березах, о русской зиме, о белых ромашках. Синяя — это синева неба, рек, морей и озер. Красный — цвет огня, солнца, тепла и радости.
А теперь давайте посмотрим на герб нашей Родины. Что вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель. Золотой двуглавый орел, над головой орла золотая корона, на груди щит, на щите изображен святой Георгий Победоносец на белом коне. Георгий Победоносец держит в руках серебряное копье, которым он поражает черного змея — символ зла, а верный конь его топчет. В лапах орел держит скипетр и державу. Наш герб символизирует победу добра над злом.
Я предлагаю вам сыграть в игру. И проверим ваши знания о символах нашей страны.

Участники игры выкладывают герб и флаг России из разрезных картинок по типу пазла.