Актуально на 30 ноя 2022

Как сформировать основы финансовой грамотности у дошкольников

Екатерина  Семенкова, экономист, педагог ДПО и ПО, методист по проектированию и реализации программ дошкольного образования, автор программ по финансовой грамотности, директор Информационно-образовательного центра «Финансы и жизнь»

Минпросвещения рекомендует ввести в детских садах курс финансовой грамотности для дошкольников. В рекомендации – как педагогам организовать и провести занятия по курсу для воспитанников старших и подготовительных групп, а также какую работу спланировать с родителями. Также есть тематический план занятий по финграмотности, памятка для педагогов, анкета и кейс-ситуации для собрания с родителями

Как спланировать занятия

Поручите воспитателям подготовить курс занятий по финансовой грамотности. Занятия по основам финграмотности помогут достичь основной цели ФГОС ДО – всесторонне развивать личность дошкольника. На основании целей ФГОС ДО воспитателю нужно определить цели и задачи курса. Ниже смотрите формулировки целей и задач курса по финграмотности

Пример

 Цели и задачи курса по финансовой грамотности

Цель курса – формировать у воспитанников первичные социальные компетенции в сфере личных и семейных финансов.

Задачи курса:

  • заложить у детей нравственные основы финансовой культуры;
  • формировать ответственное отношение к деньгам;
  • научить оценивать любые результаты труда, товары или деньги;
  • формировать первичные финансовые и экономические представления;
  • формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества;
  • обогатить словарный запас основными финансово-экономическими понятиями;
  • учить принимать самостоятельные решения, находить наилучший выход из ситуации;
  • обеспечить позитивную социализацию и способствовать личностному развитию;
  • воспитать трудолюбие, деловитость, предприимчивость, добросовестность, ответственность, самоконтроль и уверенность в себе;
  • побуждать к взаимопомощи и поддержке, учить делиться, отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему;
  • формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Порекомендуйте включить в программу курса семь занятий по основным темам:

  1. Без труда нет жизни на земле.
  2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.
  3. Покупаем, продаем, обмениваем.
  4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.
  5. Учимся занимать и отдавать долги.
  6. Учимся планировать.
  7. Богатство и бедность.

Первые четыре темы воспитатель изучит с детьми старшей группы в течение учебного года. В подготовительной группе педагог в начале года повторит с детьми пройденный материал, а затем проведет занятия по трем новым темам. Если в подготовительной группе воспитатель только начал реализовывать программу по финансовой грамотности, то обучение нужно планировать также с первой темы «Без труда нет жизни на земле». Воспользуйтесь готовым тематическим планом занятий по финграмотности

Как проводить занятия 

Для каждого тематического занятия воспитатель определяет формы и методы работы с детьми. Выбор зависит от степени подготовленности и особенностей детей, а также от итогового результата, которого педагог хочет достигнуть. Это могут быть: чтение, беседы, игры, загадки, пословицы, решение ситуационных задач, творческо-трудовая деятельность, интерактивные мини-спектакли. О вариантах организации занятий по семи основным темам, читайте в рекомендации.

Чтобы сформировать у детей понимание того, что деньги – это результат труда, педагог также может проводить занятия в форме квест-игр. Для этого воспитатель подготавливает для детей атрибуты игры: мелкий реквизит, карту с маршрутом. Чтобы оформить карту, педагог использует ватман с крупными изображениями маршрута игры.

Совет

Проводите занятия в форме квест-игр в помещениях ДОО

Задания из квест-игры дошкольникам лучше выполнять в помещениях ДОО, например, в пространстве группы или музыкальном зале. Работать с реквизитом игр на улице детям будет не удобно.
Также воспитателям не стоит забывать о санитарных требованиях: ограничить контакт между воспитанниками разных групп и проводить межгрупповые занятия в отдельно групповых ячейках (абз. 1 п. 3.1 СП 3.1/2.4.3598-20). 

В примере смотрите цели и задачи проведения квест-игры по финграмотности

Пример

Цели и задачи квест-игры по финансовой грамотности в ДОО

Цели:

  • формировать у детей бережное отношение к деньгам;
  • воспитывать у них уважение к своему и чужому труду.

Задачи:

  • обобщить знания дошкольников на различные темы по финансовой грамотности;
  • погрузить детей в атмосферу интересных заданий по знакомой им теме;
  • повышать у них образовательную мотивацию, развивать логику, мышление;
  • создать условия для демонстрации творческих способностей и исследовательских навыков;
  • учить взаимодействовать со сверстниками, помогать друг другу в ходе квеста.

Сюжет квест-игр должен быть основан на прохождении участниками заданного маршрута. Например, дети отправляются на поиски клада, посещают разные станции, где выполняют задания по финансовой грамотности, и в конце находят сундук с шоколадными монетами.
Задания из игры должны заинтересовать детей финансовой тематикой, заложить азы финансовой культуры. Подробнее о тематических заданиях и правилах проведения квест-игры читайте в рекомендации.

Как спланировать работу с родителями

Чтобы спланировать просветительскую работу с родителями, воспитателю нужно организовать собрание на тему «Формирования финансовой грамотности у дошкольников в семье». За неделю до собрания поручите разослать родителям анкету и проанализировать ответы. Ответы из анкет помогут воспитателю собрать материалы к собранию. Воспользуйтесь готовым образцом анкеты. 

Важно, чтобы новые знания по финграмоности, которые ребенок получает в детском саду, он закреплял в семье. Это возможно только если педагоги и родители будут транслировать детям одинаковые модели финансового поведения, формировать у них правильное отношение к деньгам. Воспользуйтесь памяткой для педагогов с рекомендациями, как вовлечь родителей в единое обучение детей финансовой грамотности. 

Работу на собрании удобнее всего строить на основе кейсов. Так родителям будет проще примерить на себя реальные ситуации и смоделировать свои действия. Какие кейсы предложить родителям, воспитатель решает, опираясь на данные анкетирования. С помощью кейсов воспитатель обсудит на собрании ошибки, которые родители допускают каждый раз, когда приходят с ребенком в магазин.

Ниже смотрите примеры кейс-ситуаций. К каждой ситуации рекомендации для родителей.

Пример

Кейс-ситуация № 1 «Нет с собой лишних денег, а ребенок просит игрушку»

https://vip.1metodist.ru/system/content/image/240/1/-33095684/

В магазине Маша увидела куклу, сама взяла ее с полки и стала просить родителей купить. Родители не собирались покупать куклу и, чтобы не усугублять ситуацию, просто не обращали внимания на просьбы дочери. Девочка продолжала настаивать и в итоге устроила истерику. Как поступить родителям?

Выберите реакцию родителей, которую считаете правильной, и кликните на нее. Сделайте это еще раз, если ответ неверный.

Кейс-ситуация по темам курса обучения детей основам финансовой грамотности: «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны», «Тратим разумно, сберегаем и экономим».

Чтобы избежать подобных ситуаций, порекомендуйте родителям всегда объяснять ребенку, как в семье появляются деньги: папа и мама работают и получают их за свой труд. Ребенку следует знать о том, что деньги могут закончиться, и тратить их нужно в первую очередь на то, что необходимо семье. Также, когда родители приходят домой из магазина, им нужно обсуждать с ребенком ситуации, почему именно сейчас они не купили ему очередную игрушку.

Помимо обсуждений, родителям необходимо научить ребенка составлять список покупок. Перед походом в магазин обсудить с ним, что будут покупать, например, продукты на ужин. Затем, родители могут предложить ребенку сделать иллюстрированный список покупок. В магазине попросить помочь называть товары из списка. Так ребенок уже перед походом в магазин будет знать, на какие товары распределен бюджет.

Пример

Кейс-ситуация № 2 «В супермаркете ребенок набрал полную корзину товаров»

https://vip.1metodist.ru/system/content/image/240/1/-33095711/

В супермаркете Миша везет корзину и складывает в нее все, что видит на полках. Мама в это время ищет нужные товары по списку и только на кассе обнаруживает, что корзина переполнена ненужными в данный момент товарами. Ребенок настаивает, чтобы их купить. Как поступить маме?

Выберите реакцию родителей, которую считаете правильной, и кликните на нее. Сделайте это еще раз, если ответ неверный.

Кейс-ситуация по темам курса обучения детей основам финансовой грамотности: «Покупаем, продаем, обмениваем», «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

В данной ситуации маме следует дома в спокойной обстановке обсудить с ребенком, что такое желание и потребности. Желание – это то, что человеку хотелось бы иметь, а потребности – то, что нужно в первую очередь, например, продукты питания, одежда, лекарства. Для того, чтобы дошкольники понимали различия между желанием и потребностями, порекомендуйте мамам вместе с детьми распланировать семейный бюджет.

Распределять бюджет следует так, пока все деньги не будут исчерпаны. В этом случае ребенок поймет, что деньги имеют свойство заканчиваться и родители тратят их на то, что в первую очередь нужно для семьи. Это может выглядеть так: «Часть денег мы отложим на питание, еще часть мы потратим на одежду. Другую часть на оплату коммунальных платежей за квартиру, чтобы у нас были свет и вода. Не забудем отложить на лекарства или подарок бабушке или дедушке».

Пример

Кейс-ситуация № 3 «Увидел у друга игрушку – захотел такую же»

https://vip.1metodist.ru/system/content/image/240/1/-33095730/

На прогулке Гриша увидел у своего друга игрушку, о которой давно мечтал. Он подошел к маме и попросил купить такую же игрушку. Мама ответила, что подумает. Дома после прогулки мальчик не унимался: капризничал и просил купить ему эту игрушку. Как поступить маме?

Выберите реакцию родителей, которую считаете правильной, и кликните на нее. Сделайте это еще раз, если ответ неверный.

Кейс-ситуация по темам курса обучения детей основам финансовой грамотности: «Учимся планировать», «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

Чтобы разрешить проблемную ситуацию, родителю важно сразу же поговорить с  ребенком: спросить почему он так сильно хочет игрушку, объяснить почему в ближайшее время он не сможет ее получить. Также предложите родителю подарить ребенку копилку, коробку или красивую баночку. Объяснить ребенку, что все члены семьи будут помогать ему копить на желанную игрушку. Так у ребенка появится стимул копить деньги  для определенной цели.  Ребенок научится планировать и разумно тратить сбережения.

Когда нужная сумма соберется, родители должны обязательно вместе с ребенком купить то, на что копили. Также им стоит похвалить ребенка, сказать какой он молодец, что сумел набраться терпения и накопить на заветную игрушку. Так ребенок поймет, что он старался не зря.

Пример

Кейс-ситуация №4 «Мама обещает ребенку деньги на игрушку взамен на хорошее поведение» 

https://vip.1metodist.ru/system/content/image/240/1/-33095744/

Сережа копит на машинку с пультом управления к Новому году, и каждый день о ней говорит. Родители помогают ему копить и часто опускают деньги в копилку. При этом мальчик совсем не хочет помогать маме, не убирает игрушки и свои вещи в комнате. И вот мама опять обнаружила беспорядок в комнате сына. Как поступить маме?

Кейс-ситуация по темам курса обучения детей основам финансовой грамотности: «Без труда нет жизни на земле», «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны».

Родителю ни в коем случае не нужно манипулировать ребенка деньгами, чтобы получить от него желаемое действие.  Деньги – лишь инструмент, чтобы стимулировать ребенка к трудовой деятельности, научить его правильно обращаться с деньгами, формировать привычку «отложенного желания».  В этом случае порекомендуйте мамам описать детям, как важна их помощь по дому, объяснить, что у каждого члена семьи есть свои обязанности. Например, готовить обед – обязанность мамы, а убирать игрушки – обязанность ребенка.

© Материал из Справочной системы «Методист детского сада»
https://vip.1metodist.ru

Дата копирования: 30.11.2022